
Фильм 1966 г.рассказывает о сложной человеческой судьбе, где грань между подвигом и предательством очень тонка.
В придорожном кафе случайно встречаются учительница Ольга Павлова и директор автобазы Василий Степанович Буткевич, ее довоенный друг. Они не виделись двадцать пять лет. Буткевич подвозит знакомую на своей машине и в разговоре с водителем упоминает фамилию одного из шоферов автобазы — Ильина.
Ольга упоминает, что ее первый муж тоже носил такую фамилию. Он был в партизанах и похитил важные документы из немецкой комендатуры в Короткевичах. Затем его арестовали и она больше ничего не знает.
Буткевич обнаруживает полное совпадение не только фамилии, но и имени, отчества, места рождения шофера Ильина с мужем Ольги. Для верности Василий Степанович расспрашивает своего подчиненного не партизанил ли тот в здешних местах, не имел ли отношения к операции по короткевичской комендатуре. Ильин, хмурясь, подтверждает.
Счастливый тем, что он разыскал живым мужа Ольги, Буткевич устраивает им встречу сюрпризом, не думая о том, что, сейчас у женщины уже другой муж и такое свидание может принести не только радость, но и неловкость. Он намеками зазывает Ольгу к себе на работу и одновременно вызывает Ильина.
Ситуация оборачивается неожиданно: Ильин и Ольга смотрят друг на друга как совершенно незнакомые люди. Поставленный в тупик Буткевич отпускает шофера, а перед Павловой отвирается тем, что хотел узнать нет ли у нее сведений о партизанском движении, нужных знакомому журналисту.
Директора автобазы одолевают подозрения, что хорошо знакомый ему шофер Виктор Поликарпович Ильин — не тот за кого себя выдает. В конце концов, он сообщает об этой странной истории знакомому прокурору.
Картина динамичная с увлекательным сюжетом. Она рассказывает о сложных переплетениях человеческих судеб, о том что опасность обнажает в человеке основу характера и, иногда, создает героев из, казалось бы, сомнительных людей. Эпизод похищения списков подпольщиков из комендатуры выглядит чересчур лихо для непрофессионала, как и беспечность немцев, но кино — есть кино.
Самая яркая роль в фильме досталась Юрию Саранцеву, сыгравшему своего героя в двух образах: в виде отчаянного и невезучего парня, жизнь которого катится куда-то не туда до встречи с настоящим Ильиным, и надежного сильного мужика, бывшего партизана-героя с озорством в характере, оставшимся от молодости. Он перевоплощается так, что можно подумать, будто снимались два разных артиста.
Персонажу Павла Панкова, играющего директора автобазы, отведено не так много времени, но в начале фильма он просто блистает в качестве главного двигателя интриги. Красива и убедительна Клара Лучко в роли героини, потерявшей любимого человека и винящей себя за это. Как всегда хорош Альгимантас Масюлис — немецкий офицер.
Дуэт Евгения Ташкова и Владимира Балашова, изображавших, соответственно, правильного и не очень правильного сотрудников прокуратуры, по-моему, — дань времени. В шестидесятых показывали конфликт старого, обвинительного мышления и нового, гуманного, между работниками органов, например, в кинофильме «Верьте мне, люди!».
Уважаемые читатели! Спасибо, что зашли на мой канал. Читайте посты, смотрите видео. Лучшей Вашей благодарностью будет подписка или репост в соцсетях!
Как закончилась жизнь прототипа главного героя фильма «Девять дней одного года»