
Оригинальное название знаменитой комедии L’animal точнее было бы перевести как «Животное». Однако для советского проката «животное» прозвучало бы слишком вызывающе-брутально. Остановились на более нейтральном варианте — «Чудовище». Это была не единственная — и не главная! — метаморфоза с фильмом в СССР. Но об этом чуть позже… ведь именно по этой причине таких фильмов больше не снимают и вряд ли теперь снимут на Западе.
В СССР фильм пользовался большим и совершенно заслуженным успехом. Впрочем, как и большинство французских комедий той поры.
Во-первых, это и правда первоклассный представитель золотого века французской комедии, начавшегося в 50-х и продлившегося до 80-х. Блестящие сценаристы, актеры, режиссеры-комедиографы. В моем детстве 70-80-х словосочетание «французская комедия» служило синонимом знака качества.
Во-вторых, шикарный актерский дуэт в главных ролях. Бесподобный Бельмондо на пике актерской карьеры. И, конечно, редкая заморская птица — красотка-американка Ракель Уэлч. Такая непохожая на советских актрис, такая нездешняя. Фигуристая, спортивная, длинноногая. сексуальная. Да еще в соблазнительных нарядах, подчеркивающих ее яркую женскую привлекательность. Мы, подростки, просто млели, глядя на ее героиню.
В-третьих, «Чудовище», как и другие французские фильмы, — пресловутое «окно в Париж». Разве могли мы, мальчишки рубежа 70-80-х, даже мечтать, что все изменится и мы будем свободно ездить в Европу, гулять по рю де Риволи, подниматься на Монмартр, обедать в Латинском квартале? Все это было далеко впереди, а пока мы с упоением смотрели на парижскую жизнь и слушали такие чуждые и одновременно манящие слова типа «мэрия шестнадцатого округа».
В-четвертых, герои картины — каскадеры. И поэтому зрители наслаждались кучей первоклассных трюков разных кино-жанров. Гангстерский ретро-боевик. Шпионский триллер с супер-автомобилем и катапультирующимся креслом. Экзотические приключения. Плащ и шпага. В одном из эпизодов Бельмондо как Тарзан, только в одежде, укрощает тигра (на съемках этой сцены Бельмондо, всегда сам выполнявший трюки, получил травму уха).
И вишенка на торте — потрясающий, снятый вживую трюк, когда Бельмондо «прокатился» на крыле летящего самолета. Все честно — никаких комбинированных съемок, «магии кино», дублеров. Вот самолет, вот Бельмондо, вот огромная высота и скорость -смотрите сами!
Ну, и в пятых, ленту снял замечательный комедиограф Клод Зиди. 70-е — его лучшее время, «Чудовище» — одна из самых успешных работ. И, конечно, нельзя не упомянуть великолепную музыку доброго гения французской комедии Владимира Косма. В общем, все удачно сошлось в этом фильме.
Так почему же, утверждаю я, таких комедий больше не снимут?
В советский прокат картина вышла в несколько урезанном виде, да к тому же русскоязычный перевод полностью изменил одну из главных сюжетных линий и самую пикантную комическую интригу фильма. .
Помните, в «Чудовище» Бельмондо играет две роли — каскадера-неудачника и капризную кинозвезду? Так вот в оригинале звезда Бруно Феррари — не просто трусоватый жеманный любитель жабо, рубашек и костюмчиков розовой и голубой расцветки. Феррари из оригинальной версии — открытый гей, к тому же персонаж пародийный, откровенно гротескный. Зиди и Бельмондо вволю потешаются над распространенным в шоу-бизнесе уже в то время типажом из «голубого лобби».
В СССР, как известно «секса не было». Нас, школьников, и про традиционные сексуальные отношения особо не просвещали — что уж говорить о «нетрадиционных»? Возможно, зрители постарше и догадывались о подоплеке образа, но мы, юнцы, видели просто избалованную знаменитость, трюки которой исполнял мужественный дублер-двойник.
Посмотрев оригинальный фильм, можно оценить, насколько едко посмеиваются авторы «Чудовища» над представителем сексуального меньшинства! Да и «взаимоотношения» двух персонажей Бельмондо выглядят уже не так, как 40 лет назад в советском кинозале. Бельмондо-кинозвезда явно кадрит Бельмондо-каскадера!
Отдадим должное чувству юмора и самоиронии Бельмондо. Стопроцентный альфа-самец, любимец женщин, ролевая модель для мужчин не побоялся предстать в роли манерного гея с макияжем на лице. И отыграть невероятно смешные сцены, в которых его герой как черт от ладана отбивается от притязаний гипер-эротичной Ракель Уэлч или наоборот игриво кокетничает с режиссером картины и брутальным дублером.
А теперь попробуйте представить такой фильм сегодня! Да продюсеры придушат сценариста, принесшего подобный сюжет, прямо на месте. И дадут клятву не упоминать. что посмели прочитать хоть пару строк. Пошутил над «меньшинствами» — вон из профессии! Бойкот, травля в СМИ, а то и судебные иски обеспечены на 100%.
И это грустно. Боюсь, скоро комедии превратятся в беззубые шутки про семейную жизнь, тещу и прочие «веселые» недоразумения. И тут не все ладно — пошутишь про женщин, получи от феминисток. Состришь про мужиков — могут в сексизме обвинить. Кажется, что зрителям остается только классика. Написал «классика» и подумал — вдруг не так поймут? Ты за «классику»? А как же нетрадиционные отношения? Сексист проклятый!
Уважаемые читатели. Спасибо Вам, что зашли на мой сайт. Вы можете поделиться в социальных сетях этой статьей. Еще раз спасибо!