
Возвращаясь к теме советских военных фильмов, хочу предложить фильм о разведчиках или просто людях, на которых упало подозрение в предательстве. Фильм рассказывает о сложной человеческой судьбе, где грань между подвигом и предательством очень тонка. Герою приходится совершать жестокие и рискованные поступки, которые окупаются лишь великой целью, стоящей перед ними.
Агент подпольщиков Людмила Зайковская, пользуясь расположением немецких офицеров к себе, узнавала о тайных операциях «третьего рейха». В 1942 году фашисты разоблачили Людмилу и ее боевых товарищей, но после войны собранные данные оказались против Людмилы, и ее имя было запятнано.
Журналист Алексей Трофименко по материалам архивов и свидетельству участницы подпольной группы, служившей машинисткой в гестапо, пишет статью о том, что днепропетровское подполье в 1942 году сдала немцам работавшая в нем Людмила Зайковская. Публикация вышла блестящая, вызвала волну откликов.
В результате, в редакцию газеты пришла со своей воспитанницей бывшая соседка Зайковской — Зоя Ивановна. Она вырастила дочь Людмилы — Машу, по документам, числящуюся умершей от скарлатины. Женщина не опровергала версию о смерти девочки, когда-то созданную для немцев знакомой Зайковской, у которой та оставила дочь. Зоя Ивановна считала, что так будет лучше для того, чтобы Маша не пострадала из-за репутации матери.
Обе они не верят в предательство Людмилы Зайковской и полагают, что с ней могла произойти такая же история как с Машей: документы свидетельствуют одно, а правда — другая. Время было сложное и информация о предательстве могла оказаться ложной.
Редактор газеты направляет Алексея в Днепропетровск для доследования. Маша, которая хочет верить в невиновность матери, тоже едет туда. Журналист показывает ей сохранившиеся документы о сотрудничестве Зайковской с немцами, где она называет имена подпольщиков и выражает согласие на помощь гестапо.
Алексей все больше проникается переживаниями девушки, тем более, что некоторые новые свидетели утверждают, что знали Людмилу под другим именем — Галина Наливайко и видели после ее официальной смерти. Свидетельства то за, то против предательства являются одно за другим и все кажутся неоспоримыми.
Слух о том, что журналист, написавший разоблачение, теперь хочет защитить изменницу, вызывает новую волну писем, уже возмущенных. Редакция требует прекращения расследования, но Алексей готов и на увольнение, чтобы дойти до конца запутанной истории.
Фильм снят по одноименной повести Игоря Голосовского, написанной от лица главного героя — журналиста. Сюжеты как фильма, так и повести, интригуют, хотя и отличаются друг от друга. Зрителя бросает от одной версии к другой. Оценка некоторых персонажей меняется на прямо противоположную.
Картина сделана с характерным для фильмов 60-х годов вниманием к окружающему миру, атмосфере времени и в середине кажется несколько затянутой. Она довольно остро ставит вопросы о послевоенной судьбе людей, вынужденных рисковать не только жизнью, но и честью в интересах Родины.
В остальных ролях: Алексей Сафонов (Алексей Трофименко), Игорь Ледогоров (Сергей, редактор днепропетровской газеты), Людмила Глазова (Зоя Ивановна), Мария Самойлова (тетя Дуся) и многие другие известные советские актеры.
Режиссер — Николай Мащенко (фильм «Овод» 1980).